Главная » Статьи » История

Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Угольного
Храм Покрова Пресвятой Богородицы села УгольногоНет в районе другого такого села, символом которого является разрушенный  храм. История села Угольного приближается к двухсотлетию. Оно находится в 13 км от города Соль-Илецка. Основано на месте, где река Курала впадает в реку Илек.
Первые поселенцы-казаки, нёсшие службу по охране рубежей Илецкой Защиты   (старое название города Соль-Илецка) от набегов киргизов.
Плодородные земли позволили вести осёдлый образ жизни. Разрасталось село. Жители занимались земледелием, животноводством. Большинство из них были христианской веры. По выходным дням и по праздникам, на подводах, семьями ездили на службу в храм Казанской Божьей Матери в Илецкую Защиту,  другие храмы.
В начале XIX века в селе открыли молельный дом. Службу проводили настоятели церквей Илецкой Защиты. Думали казаки и о строительстве своего храма.
Долго ждали разрешения Оренбургской епархии на освящение места для будущей церкви. А в это время начались сборы средств на проект и строительство. Зажиточные казаки быстро собрали нужную сумму. Основной костяк села составляли семьи: Ахмаметьевых,  Арсеневских,  Воротниковых, Дуниных, Екимовых, Ильиных, Извозчиковых, Крючковых, Курочкиных, Мельниковых, Нестеровых, Сосниных, Замятиных, Полосухиных, Толкачёвых, Фадеевых, Прокофьевых, Чекменевых, Ханжиных.
Для строительства несколько лет возили камень из хутора Каменного  и глину из села Прохладного для изготовления кирпича. Занимались этой работой местные жители и каторжане Илецкой-Защиты.
По проекту церковь должна была иметь глубокий подвал  с подземными  ходами до дома священнослужителя, до сторожки и до часовни на кладбище. Эти  работы требовали   много средств, времени и сил.
Руководил работами мастер из Оренбурга Н.Колзин. Бригада из нескольких десятков человек начала работу. По причине болезни мастера строительство через год приостановилось на несколько лет.
За это время была построена сторожка, расположенная невдалеке. Она состояла из двух помещений: ритуальная комната и склад. В первой проводили крещение, службы, венчание, отпевание. При сторожке жила семья священнослужителя Ксенофона, приехавшего из самарской губернии.
При сторожке работала школа. Матушка Наталья занималась с детьми. Строительство храма завершил мастер П. Лессен в 1908 году. Регулярно на строительство храма отчисляли деньги казаки станицы Угольной, Григорьевки, жители хуторов Водяного, Каменного, села Прохладного. Иконы и всю церковную утварь привезли из Оренбурга. Храм ещё не был достроен, а служба уже проводилась.
Освящение проводилось 14 октября 1909 года  в день Покрова Пресвятой Богородицы. Внутреннее убранство отличалось красотой. На службу собрались жители окрестных сёл. Спустя три года к храму было пристроено помещение, позволяющее вести службу при большом количестве прихожан. Молебны проводились по всем религиозным праздникам. Особо почитаемы в селе были святые Илья и Николай. В дни этих святых проводились праздничные гулянья. Казаки – народ шумный. Гулянья часто заканчивались драками. Не обходилось без кровопролития.
Колокол отливали в городе Касли (близ Челябинска) Звонари несли круглосуточную службу, так как с высоты купола было видно далеко вокруг села. Колокол звонил на службу утром и вечером. По праздникам - перезвон. Звонили в колокол в случае пожара, несчастного случая. Удары были глухими, короткими и длились до получаса.
Часовню возле кладбища соорудили из дерева. Она служила для последних приготовлений к погребению. Ход до сторожки прорыть так и не смогли. Дом для попа построили в двухстах метрах от церкви.
По словам старейших жителей села Чекменевой А.И., Сорокиной М.Т, Курочкиной А.Т. (записи делались в 1981 году) церковь была очень красивой. Внутри самописные иконы. Преобладали голубой и жёлтый цвета. Вокруг церкви росли деревья, цветы, из камня был выложен бассейн. Летом его заполняли водой. На окнах – кованые решётки. Крыша сделана из красной черепицы. При церкви всегда работала школа. В сторожке ночевали проезжие купцы, странники. Служба велась до 1919 года. За это время сменилось немало служителей церкви. Данных о них нет. Но последний был отец Николай.
Революцию казаки не приняли и отчаянно сопротивлялись. Во время Гражданской войны в церкви был штаб и лазарет, и пристанище беглых казаков. Во время освобождения Илецка в апреле – июне 1918 года белоказаки несколько раз врывались в город и брали власть в свои руки. Разобрав железнодорожные пути напротив станицы Угольной казаки сдерживали продвижение бронепоезда, освобождавшего от белогвардейцев юг Оренбуржья. Пути восстановили и из Актюбинска пришло подкрепление к Красной Армии.
С 25-го разъезда был выслан бронепоезд, чтобы разбомбить станицу Угольную. Снарядами пробило колокольню и крышу церкви. Упал колокол. Многие бежали за реку Илек. Наспех вырыли землянки, перевезли оставшееся добро, детей, скот.
К 1921 году жизнь вошла в определённые рамки и станица вновь отстраивалась. Первые шаги коллективизации сорвали с мест многих её жителей. Оставшиеся смирились, начали строить «новую жизнь». Работала церковь. Никому она не мешала до 30-х годов.
Аресты, ссылки в Сибирь не обошли стороной Угольное. Раскулаченные жители покидали родные края. Мало кто остался в живых и никто не вернулся назад. В их числе оказался и отец Николай
Брошенную церковь определили под склад. За ночь местные жители растащили иконы, церковные книги, утварь. Кто прятал, боясь бога и молясь за себя и близких. Кто решил поживиться. Большие деревянные иконы перекочевали в избы, служили перегородкой, столом…
До сих пор хранятся иконы в семье Тоняевой А.В., доставшиеся ей от матери, Курочкиной Л.И. Они живут в Соль – Илецке. Много икон было у Клещёвой Н.В., в 1979 году их увёз её внук в г. Оренбург.
Церковь была складом, сторожка – магазином, дом попа – мельницей, а часовню сожгли. В складе оставались лепные украшения на стенах, плитка на полу. Всё это безжалостно растаскивалось и разрушалось. Черепицу украли, а церковь покрыли шифером. В подвале церкви продавали керосин.
О подземных ходах знали все, редкий мальчишка не бродил там. Боясь, что со склада и мельницы будут пропадать продукты, решили наружный вход завалить мусором. А полы на мельнице забетонировать. Но со стороны сторожки вход в подвал остался. Все говорят, что свечи не гасли, их задувало. Значит, была сильная тяга, что свидетельствует о сквозном проходе под землёй. Удалиться от входа можно и сейчас на 40 – 50 метров. Рядом с церковью в 1969 году построили сельский Дом Культуры, в 1974 году установили памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В 1972 году построили новый склад и церковь опустела. Жители забрали всё, что ещё уцелело: двери, крышу, полы, плитки. Не поддались только решётки на окнах. В 1977 году на территории церковного двора была построена новая двухэтажная школа.
Категория: История | Добавил: admin (16.03.2012)
Просмотров: 2523 | Теги: Храм | Рейтинг: 5.0/1